Солнце – лучший в мире источник света для фотографии. Потому что человеческий глаз воспринимает его как естественное освещение, а нет ничего прекраснее естественности.
Самые дорогие лампы и вспышки в фотостудии только имитируют солнце. Поэтому умение использовать естественное освещение при фотографии является главной характеристикой профессионального фотографа.
Когда проводить фотосессии при естественном освещении
Фотосессии можно проводить в любое время дня при условии, что вы знаете, как использовать свет, и при условии, что этот свет есть. Ночью как ни старайся, свет солнца использовать не получится.
Считается, что наилучшим светом для естественного освещения являются солнечные лучи утром и вечером. Но это при условии того, что вы будете фотографировать на открытой местности под этими самыми лучами. Тогда фотографии будут очень красивыми, лица будут освещены без резких теней, зрачки не будут сужены от яркого света, воздух будет наполнен закатным золотом или лазурным восходом.
Трудности возникают, если съемка проходит в полдень, когда солнце в зените. Или если съемка проходит в городе, в месте, где мало открытого пространства, много тени и волшебные лучи просто не словить.
Тогда нужно научиться использовать тени, отражение света, знать и искать места, где свет образует бесплатную фотостудию на улице.
Туннель света
Одним из таких мест является обычная арка или тоннель, который можно найти чуть ли не в каждом дворе Киева. Туннелем света я называю освещение в арке потому, что свет здесь имеет направленное и рассеянное свечение, которое граничит с тенью. Свет в арках мягкий, даже если солнце в зените, а потому их можно использовать для бесплатной фотостудии на улице.
Какие арки можно использовать?
Арка должна быть достаточно протяженной, чтобы образовывать тень глубиной от нескольких метров. Тут все зависит от интенсивности света. Если солнце светит очень сильно, под аркой шириной в один метр хорошей фотостудии не получится.
Арка не должна быть темной. Если в ее начале не достаточно освещения, то фотографировать также не получится. Другими словами, свет не должен быть заблокирован на входе в арку, например, забором. Вход должен быть светлым, и свет должен немного проникать под арку и переходить в тень
Большое значение имеет цвет материала арки. Если арка полностью светлая, белая, тогда фотографии будут как бы на белом фоне. Если цвет арки темный, то фон на фотографиях будет темный.
Также нужно следить за фоном фотографий в арке. Часто выход можно оставлять за спиной фотографируемого человека или художественно компоновать кадр.
Вы нашли арку, что делать?
При работе с натуральным светом, да и со светом вообще, нужно уметь видеть свет, то, как он ложится на лицо человека, какие тени образует, или какие тени не образует.
Если вы нашли арку, то нужно поставить портретируемого на один шаг позади начала тени в арке и посмотреть, как освещение ложится на лицо. Если на лице нет теней под глазами и есть отражение в зрачках – значит вы нашли место для прекрасного портрета.
Смотрите в глаза
Важно замечать, как зрачки портретируемого выглядят в данный момент по данным освещением. Если свет очень яркий и даже в арке человек щурится, то его зрачки будут очень сужены. Суженные зрачки плохо выглядят на портретных фотографиях, поэтому нужно делать все, чтобы человек был в тени, где зрачки будут расширены.
Обычно в арках получается неожиданно качественное отражение в зрачках. Даже лучше, чем в студии.
Также нужно следить, чтобы глаза человека были хорошо освещены и в них было светлое отражение или блик. Блик в глазах — это светлое круглое или косое пятнышко, которое добавит глазам красоты и выразительности.
Следующий уровень использования естественного света в фотографии
Лицо человека должно быть освещено равномерно, без резких теней. Такой портрет при натуральном освещении можно назвать идеальным. Но нет пределов совершенству. Следующим этапом, который можно одолеть, изучая естественное освещение в фотографии, является частичное и избирательное освещение при натуральном свете. Но об этом в другой раз.