Рождению каждого вида искусства предшествует духовная необходимость общества и человека в нем. Каждое событие имеет свои причины. Рождению фотографии способствовало возникновение потребности в ней, которая превратила обычный технический способ получения изображения в инструмент изучения и понимания действительности человека.
Живопись стала прародительницей фотографии в духовном понимании, а импрессионизм наиболее ярко показывает эту связь живописи и фотографии как изобразительных искусств. Данный материал, не претендуя на академичность, старается объяснить то, как развитие живописи привело в конечном счете к рождению и становлению фотографии и фотоискусства.
Это не утверждение, что фотография лучше живописи или живопись лучше искусства. Это попытка объяснить взаимосвязь деятельности человека в отображении окружающего мира посредством кисти и фотоаппарата.
Кто такие импрессионисты
Импрессионисты – свободное объединение художников, которые проводили совместные выставки картин 8 раз в Париже между 1874 годом, когда была проведена первая выставка, и 1886 годом, когда движение исчезло после последней выставки.
Во время этих 8 выставок тысячи картин были показаны большому числу парижан и гостей города. Выставки проходили весной в Париже одновременно с другой ежегодной большой выставкой, которую называли Парижский салон.
Импрессионизм бывает разный. Один похож на фотографию, другой нет
Картина Эдгара Дега «Репетиция балета», 1874, так похожа на фотографию, что можно сказать, что это фотография, сделанная на очень старый фотоаппарат очень давно. Дега намеренно сделал эту картину похожей на фотографию.
Картина показывает не вымышленный образ и не художественную зарисовку балета, а как на самом деле выглядят балерины во время репетиции — они растягиваются, некоторые чешутся и картина схожа с фотографией не только способом изображения, но и своим наполнением. Мы видим обычную сцену из реальной жизни.
А вот другая картина Клода Моне 1872 года, совершенно не похожая на картину Дега. «Впечатление. Восходящее солнце» совсем не похожа на фотографию, она нарисована без четких линий, как-бы небрежно, может казаться, что художник просто набрасывал краски на холст.
Однако, как и фотография, картина создает впечатление и настроение того, что ты как будто находишься рядом с художником на причале, в тот момент, когда лодки и корабли готовятся к выходу в море, а солнце начинает пробиваться через облака.
А вот еще одна картина Дега «Абсент» 1876 года. Она выглядит как раскрашенная фотография. Это сцена из современного Дега парижского кафе.
Композиция картины напоминает композицию случайной фотографии. Главный объект картины — женщина — ограждена от нас столами. Ее сосед почти обрезан границей картины, как будто неумелый фотограф случайно нажал на кнопку фотоаппарата.
Откуда появился импрессионизм
Почему Франция рулит в культуре XIX века
Чтобы понять историю импрессионистов, нужно прежде всего знать состояние искусства в Париже, который в XIX веке бесспорно был центром мировой культуры. Тогда Франция создавала и диктовала моду, стиль, каноны изобразительного искусства, а все благодаря тому, что французы, вторые после итальянцев, создали свою Академию живописи.
Академия была создана королем Луи XIV еще в XVII веке. С начала основания Академии проводились выставки работ художников, которые в XIX веке превратилась в ежегодный конкурс, с судьями и названием Парижский салон.
Каждый год художники подавали свои свежие работы, которые отбирались экспертами Академии и показывались сотням тысяч людей. Не каждый художник мог попасть на такую выставку, а те кто попадал, боролись за признание судей и публики
С ростом влиятельности Парижа в мире искусства и развитием транспорта, много иностранных художников приезжали в Париж учиться и подавали свои работы для участия в Парижском салоне. Для художников это был единственный способ получить признание и узнаваемость. Победители выставки получали внимание публики и судей. Культура и живопись стали центром жизни Франции как государства.
Рождение из конфликта трех школ живописи
Большинство импрессионистов родились в 20-30-х годах XIX века. К 1850-м годам они были молодыми художниками и как раз в это время в культуре Франции наблюдалось особое напряжение. Различные школы и стили живописи спорили между собой о том, какой должна быть живопись. Этот конфликт был объектом дискуссий ежегодного Парижского салона.
Во время становления импрессионистов как художников, живопись Франции делилась на три течения, которые конфликтовали между собой, и под влиянием которых формировались сами будущие импрессионисты.
Три школы живописи Франции, которые повлияли на импрессионистов – классицизм, романтизм и реализм
Классицизм
Главным представителем классицизма того времени в живописи можно назвать Жана Огюста Доминика Энгра. Его картина «Апофеоз Гомера» была показана на Парижском салоне в 1855 году.
Школа классицизма несла в себе целую историю европейского искусства, которая началась еще в Древней Греции, перешла в Рим, возродилась в эпоху Возрождения и получила новую жизнь в XIX веке.
На картине Энгре показан Гомер, ключевая фигура европейской культуры. Вокруг него собраны художники Ренессанса и художники Франции из XVII века, которые положили основы классицизма. Эта картина показывает, что для ее понимания необходимо иметь классическое образование. Классическое искусство несет в себе целую систему знаний – от классической драматургии до классической живописи и философии. Человек с классическим образованием знал систему символов и правил классического искусства и мог объяснить, что, кто и почему изображено на картине Энгре. Следовательно, человек без образования картину понять бы не смог.
Это также картина, в которой каждая деталь четко продумана и несет четко заложенный смысл. Энрге сделал сотни черновиков для того, чтобы картина выглядела такой, какой она есть. Каждая фигура и позиция тщательно продуманы и проработаны. Такие картины пишутся очень медленно после длительного обучения во Французской академии. Это картина несет в себе всю тяжесть и богатства искусства Европы – от литературы и до философии.
Романтизм против классицизма
Главным противником Энгре в то время был его современник и представитель школы романтизма Эжен Делакруа (1798-1863). Делакруа стал известным художником в 1820-х годах и возглавил оппозицию по отношению к классической школе живописи.
Картина Делакруа 1862 года «Львиная охота» представляет собой полную противоположность картине Энгра. Картина написана не симметрично, линии размыты, видны мазки кисти, есть ощущение движения. Картина наполнена насилием, шумом, борьбы, смертью, нестабильностью. Другими словами, картина Делакруа наполнена человеческими эмоциями.
Сцена на картине Делакруа взята из стихов романтиков, навеяна поэмами Байрона, вдохновлена представлениями о путешествиях и экзотическими странами. Мы не думаем, когда смотрим на эту картину, об истории литературы, или кто из исторических личностей показан на полотне, как в случае с картиной Энрге.
Смотря на «Львиную охоту», мы думаем об охоте на львов, мы видим борьбу человека и животных, мы видим борьбу, обнаженный нож. Картина написана так, что зритель может видеть мазки художника, в то время как на классической картине Энрге мазки спрятаны. Ингр хочет, чтобы зритель не думал о художнике во время созерцания картины. Делакруа показывает свое присутствие при любой возможности – в мазках, цвете, в композиции.
Две картины – прямые противоположности другу другу. Эти противополжоности породили во Франции жаркие диспуты и споры между художникми Академии, философами, писателями. Но проблемы романтизма и классицизма – это проблемы высшего класса общества, проблемы идей, вымышленных образов, не имеющих отношения к реальной жизни и реальным проблемам.
Но в то же время во Франции было другое течение, которое противопоставляло себя классицизму и романтизму, поднимая вопросы роли писателя в настоящем.
Реализм против всех
Реализм не только противопоставлял себя классицизму и реализму идейно, но и классово. Реализм – это течение, которое вдохновлялось окружающим современным миром, а не экзотикой заграничных мест и прошлых лет, простыми людьми, а не элитами и выдуманными персонажами.
На картинах реализма есть настоящая бедность, нищета, которые существуют в реальной жизни. Смерть у реалистов тут и сейчас, в то время как у классиков и романтиков это что-то явно вымышленное и отстраненное.
Можно предположить, что Делакруа ни разу не видел львиной охоты, а тем более в таком ее виде, как на картине. Поэтому он должен был изобрести ее, придумать самому. Также как и Энгр должен был придумать свою картину, потому что он не мог быть в присутствии людей, которые жили в разные века.
Течение реализма в искусстве XIX века впитало в себя элементы классицизма и романтизма и выдало на поверхность другой вид живописи – реалистической. Эта живопись брала за свою основу реальную современную жизнь вокруг художника.
Середина 50-х годов XIX века была временем классовой борьбы во Франции. Сами реалисты зачастую были из низших слоев общества, из работников, ремесленников и сельских жителей, классики и романтики – из высших слоев общества, дворян и аристократов.
Художники-реалисты писали на своих картинах реальную Францию своего времени, окружающий быт, и не брали вдохновения из прошлых лет и экзотических мест.
Дедушка импрессионизма
Ярким представителем Реализма был Густав Курбе (1819-1877). Курбе можно назвать дедушкой импрессионизма, без которого невозможно представить рождение этого направления.
Картина «Деревенские барышни» 1852 года Курбе показывает обычную сцену жизни Франции того времени, которая не имела никакого отношения ни к античности, ни к экзотическим странам. То есть, это не выдуманная реальность, а сам реальный мир писателя.
Курбе изобразил на картине своих сестер, которые разговаривают с девочкой-пастушкой. Высший класс общества и низший в одной картине. Не постижимая идея для классицизма. Обычная повседневная Франция – непостижимая идея для романтика.
Понять эту картину мог любой человек того времени, для этого не нужно было ни классического образования как такового, ни образования вообще. Такие сцены могли встретиться в жизни любого француза. Эта идея живописи, как прямого языка, который берет тему из окружающего быта, стала основной философией Реализма.
Что делать, если тебя не приглашают на выставки
Апогей Реализма наступил в 1855 году, когда Курбе самостоятельно арендовал помещение и провел выставку картин, для которой не нужно было одобрение судей Французской академии и высшего общества. Курбе тогда не пригласили на показ картин художников, который проходил во время второй Всемирной выставки в Париже. Энгр и Делакруа на этой выставке были, а Курбе решил провести свою.
Курбе арендовал помещение и назвал его «Павильоном реализма». Он написал громадную картину «Мастерская художника» 3,61 × 5,98 метра для своей выставки.
На картине Курбе показал положение современного художника-реалиста во Франции. В центре картины изображен он сам со своей моделью и деревенским мальчишкой. Причем рисует на картине Курбе пейзаж современной деревенской Франции. Вокруг Курбе в городской студии находятся разные люди из различных слоев общества – бродяги, охотники, бедный люд.
На другой стороне картины показаны патроны Курбе, его клиенты и друзья-реалисты. Читает книгу поэт Бодлер, который был другом Курбе. Это городские и сельские жители, которых Курбе видит в реальной жизни. Картину еще называют «Настоящей аллегорией», что уже несет в себе конфликт, так как аллегория – это художественное представление идей через образ, выдумка, не имеющая права быть настоящей.
Курбе поднял вопрос роли художника в современном, окружающем его мире. Картина проста, прямая, и поднимает вопросы класса, образования, богатства и многие другие. Такое было сделано впервые в мире в таких масштабах.
Следующие 30 лет французская живопись поднимала снова и снова эти вопросы, поставленные Курбе в его великой картине – вопросы роли искусства в современном мире, его соответствия реальной жизни и его значимости.
Так причем здесь фотография?
А притом. Как видим, в середине XIX в культуре и искусстве начала формироваться потребность в инструменте, который бы помог изучать реальный окружающий мир. Этот инструмент должен был быть точным с точки зрения отображения реальности, и в то же время, нести в себе художественные элементы для переосмысления такой реальности. И что может быть точнее фотографии?
Первую фотографию получили в 1822 году. Уже к 1850-м годам все знаменитые и влиятельные люди, в том числе и художники, имели свои фотографии и фотопортреты. Однако фотографию в то время использовали больше для документирования, и не видели в ней отдельного изобразительного искусства.
Фотографии еще предстояло пройти долгий путь самоисканий, от подражания живописи и до самостоятельного вида искусства, и проделала она это благодаря тому, что обществу был нужен такой вид искусства. Точный, правдивый и документальный, но в то же время художественный.
Импрессионизм развил потребность общества обратить свое внимание на повседневную жизнь и реальные проблемы, вывел художников и мыслителей из выдуманного мира классиков и романтиков. Можно сказать, импрессионизм схватил художника за шиворот и бросил на грязные улицы, заставляя искать красоту вокруг себя, а не в прошлом.
Художники стали обращать внимание на реальную жизнь, они начали писать картины окружающего мира здесь и сейчас. Фотография стала лишь техническим развитием этого изучения. От кисточки и до объектива человечество прошло очень много веков, но именно при импрессионистах был сделан наибольший рывок.