Руины Раковецкого замка расположены в селе Раковец Ивано-Франковской области. Я проезжал эти места на пути во Львов. Сейчас от Раковецкого замка осталась одна башня и небольшая часть стены.
Рядом с руинами течет река Днестр. Тут довольно живописные места, и если вам не понравятся руины замка, то дело исправит природа.
История Раковецкого замка
Если верить информационной табличке рядом с руинами, основал замок в XVII столетии подчаший галицкий Доминик Войцех Беневский. Подчаший – это должность виночерпия при дворцах вельмож.
Еще недостроенный замок в 1657 году выдержал облогу казацкого полковника Ждановича, которого отправил Богдан Хмельницкий на помощь трансильванскому воеводе Юрию Ракоце. Даже не знаю, как объяснить эти политические нюансы того времени.
В 1667 году замок выдержал татарскую осаду. Во время боевых действий в 1672 и 1676 годах замок захватили и очень сильно повредили туки.
Пишут, что Раковецкий замок играл важную роль в 1685-1691 годах в походах польского короля Яна Собеского против турок.
Замок просуществовал до 1768 года и был уничтожен во время Барской конфедерации. В это время часть магнатов и шляхты выступила против короля Станислава Августа Понятовского.
Вот такая интересная боевая история этих руин. От былой славы замка сейчас мало что осталось, но все же осталось.
Мысли о фотографии, навеянные стариной
Осматривая руины когда-то величественного замка я, как фотограф, подумал о скоротечности времени и тленности искусства в истории человека.
«Допустим, замок, — думал я. – Своего рода произведение искусства. Грубого, утилитарного, необходимого для войны, но все же искусства. Прошли столетия, замок уже давно разрушен, но даже его руины напоминают о том, что он был, и был чем-то значимым».
Так думал я, прогуливаясь в окрестностях Раковецкого замка. А что же фотография? Некоторые называют этот вид деятельности искусством, но сохраниться хоть какие-то доказательства существования этого искусства через 100 или 500 лет?
Ведь фотография сильно зависит от техники – будь это фотопленка или цифровая матрица, для поддержания существования этого вида деятельности нужно определенное техническое состояние. Фотопленку нужно бережно хранить, знать реактивы и методы фотопечати. Цифровой файл фотографии еще более хрупкий в хранении – вряд ли через двести лет нынешние жесткие диски компьютеров будут работать и сохранят в себе цифровые файлы.
Другое дело скульптура и архитектура – если строить из камня и глыб, эти глыбы могут пережить тысячелетия. Или столетия, как в случае с Раковецким замком.
Читайте также: Каменец-Подольский и пейзажная фотография
Осады и войны не смогли полностью уничтожить Раковецкий замок, а для уничтожения фотографии войны вести не надо – достаточно обычного сбоя в электронном оборудовании или потере негатива фотопленки.
Вот такие невеселые мысли были у меня насчет фотографии и ее места в искусстве. И позитивного ответа на те вопросы, которые ставил, я не нашел.
Техническое искусство
Фотография есть и была полностью зависимой от технологического состояния общества. Любой катаклизм может вывести общество из равновесия и навредить фотографии. И в итоге, тысячи, а то и больше произведений фотоискусства будут утеряны.
Также читайте: Поездка в Ржищев. Церковь, которая оказалась не затопленной
Трудно себе представить существование фотографии в первобытном обществе или даже в феодальном.
Делает ли это обстоятельство фотографию более ценной или менее ценной в искусстве? На этот вопрос трудно дать однозначный ответ, тем более, человеку, который напрямую принадлежит этому виду деятельности – то есть, профессиональному фотографу.
Читайте также: Руины церкви Святого Ильи в селе Цибли
Остается только надеяться, что наше общество сможет сохранить баланс и не исчезнет в результате незапланированных катаклизмов. Если ничего плохого в глобальном масштабе не случится, то фотография продолжит свое существование. На что я и надеюсь.
Больше о моих поездках с фотоаппаратом можно прочитать в разделе «Путешествия».