Эти простые правила помогут вам улучшить содержание ваших фотографий, дадут основу понимания того, как компоновать изображение и делать его более комфортным для просмотра.
Композиция в фотографии – дело серьезное, пожалуй, самое важное в фотографии да и в изобразительном искусстве в целом. Всем нам знакомо чувство, когда видишь профессиональную фотографию и думаешь, что она как картина. И это не удивительно, многие приемы композиции фотография позаимствовала у художников.
Но, в каждом сложном деле есть свои простые правила, знать которые должен каждый. Так и в композиции. Приведенные правила, вернее советы, должны дать понимания общего принципа того, как строить изображение при фотографировании. Поначалу этих правил нужно придерживаться, но как только вы усвоите основы, можно и экспериментировать. Принимайте правила композиции как изучение букв алфавита. Вы можете знать буквы иностранного языка, но писать на иностранном языке – это уже совсем другой уровень
Не смотря ни на что, я уверен, что эти просты правила помогут вам значительно улучшить свои фотографии.
Правило третей
Идея заключается в том, чтобы мысленно разделить прямоугольник фотографии на три равные части по горизонтали и три равные части по вертикали. На пересечении границ этих условных частей получаются точки, в которые и нужно помещать главный фокус фотографии.
Очень часто люди при фотографировании помещают объект на фотографии строго по центру. Это вариант имеет право на существование, но в следующий раз попробуйте применить правило третей.
Правило третей незаменимо при фотографировании пейзажей. Вместо того, чтобы поместить линию горизонта строго по центру, сместите ее вниз, чтобы земля занимала одну треть, а небо занимало две трети фотографии по горизонтали. Или наоборот, пусть земля занимает больше места, чем небо.
Если вы фотографируете портрет, поместите лицо человека не по центру, а на правом верхнем пересечении условных третей. Это придаст вашей фотографии профессиональный вид.
Направляющие линии
Человеческий глаз мгновенно притягивается к линиям на фотографии, потому что они легче читаются нашим мозгом, когда мы смотрим на изображение. Линии ведут наше зрение, не зависимо от того, целенаправленно или случайно они появились на фотографии.
Поэтому старайтесь находить при фотографировании линии и компоновать их с определенными целями, то есть, старайтесь делать так, чтобы линии на фотографии к чему-то вели.
Также нужно заполнять линиями весь кадр. Если вы увидели линии, они должны занимать всю вашу фотографию, а не только ее часть. Так люди будут легче находить и читать эти линии на фотографии.
Симметрия
Мы встречаем симметрию вокруг нас постоянно – солнце круглое, лица людей симметричны по вертикали, здания вокруг нас также симметричны. Так как люди привыкли к симметрии, ее очень легко воспринимать на фотографии, а потому необходимо использовать при любой возможности.
Если вы хотите сфотографировать что-то с симметрией, помещайте условную линию раздела симметрии строго по центру. Если вы фотографируете какой-то длинный симметрический объект, линия симметрии может проходить строго по центру как вдоль фотографии, так и вертикально.
Правила композиции направлены на то, чтобы облегчить задачу человеческим глазам увидеть то, что на фотографии. Нам легче и удобно для глаз видеть симметрию на фотографии. Симметрия сразу же бросается в глаза и помогает понять фотографию лучше.
Вы наверняка знакомы с такой ситуацией. Кто-то из знакомых присылает фотографию, на которой с первого взгляда ничего не разобрать, слишком все сумбурно, много, пестро и хаотично. Чтобы понять, что происходит на такой фотографии, нужно порой потратить целую минуту для внимательного изучения фотографии. В итоге, вы устаете от этого изображения, оно буквально рябит в ваших глазах.
Правила композиции как раз и направлены на то, чтобы упорядочить изображение при съемке фотографии.
Узор
Узор является правилом композиции в фотографии, который как бы расширяет прием симметрии. Узор – это повторение одинаковых форм. Эти формы могут повторяться как хаотически, так и вполне упорядоченно. Пример упорядоченной формы узора – сетка, кирпичная стена. Пример хаотической формы узора – мыльные пузыри.
Если вы заметили узор, который можно сфотографировать, то главное правило композиции в таком случае будет одно – заполните узором всю фотографию. Весь кадры должен содержать только повторяющиеся формы узора и ничего больше.
На фотографии ниже виден пример заполнения узором всей фотографии. Я посчитал, что трава и ее колоски являются прекрасным природным узором, который нужно сфотографировать. Этот узор заполняет всю фотографию, и тем самым облегчает для зрителя понимание того, что на фотографии. Если бы я поместил в кадр не только траву, а и часть неба, дороги, деревья, естественный узор травы было отыскать намного сложнее.
Поэтому, если вы увидели естественный узор – заполняйте им весь кадр.