Японский режиссер Акира Куросава фундаментален и точен, если речь идет о композиции кадра. Его фильмы отличаются от других, в том числе и современных, удивительной компоновкой кадра, которая порой граничит с гениальной невозможностью.
Акира Куросава и композиция
Если разбирать каждый кадр Куросавы из фильма в статике, то есть, без движения, получаются настоящие картины. И если учитывать это при просмотре фильма, создается впечатления настоящего чуда, когда картины оживают и герои в кадре перемещаются.
В этой записи приведены некоторые примеры приемов Куросавы при построении кадров из двух фильмов – «Скрытая крепость» 1958 года и «Отважный самурай» 1962. Фильмы сняты на широкий формат черно-белой пленки. Отсутствие цвета в этом случае только помогает заменить геометрию кадров.
Кроме того, что фильмы Куросавы интересны с точки зрения композиции, у них еще и интересный и запутанный сюжет, фактурные герои и все, что нужно хорошему фильму.
Правило третей
Правило третей становится знакомо любому, кто начинает изучать композицию. Это основное правило, которому учат при композиции в фотографии.
Правило третей предполагает разделение кадра на три равные части по вертикали и на три равные части по горизонтали. Главный фокус фотографии при этом советуют располагать вдоль этих условных линий или на точках их пересечения.
Существует вариация правила третей, когда линии разделения немного смещены к центру.
Правило третей используют все, от начинающих до опытных фотографов. Акира Куросава использует это правило как настоящий гений.
Золотое сечение
Это правило основано на принципе золотого сечения, при котором отношение 1,168 считается наиболее совершенным, и которое часто встречается в природе. За всеми этими правилами стоят горы математических вычислений и история еще с Древней Греции.
Не вдаваясь в скрупулезное изучение этих пропорций и цифр, мы можем упрощенно использовать этот принцип представляя диагональ и прямую, которая пересекает диагональ под прямым углом из близлежащего угла прямоугольника кадра.
На примере кадров Куросавы можно увидеть, как гармонично использовать это правило в реальной жизни.
Диагонали
Использование диагоналей в кадре придает динамику или наоборот, добавляет тяжести и замедляет движение. Диагонали использовали художники с давних времен. Фотографы также используют диагонали для придания кадрам динамичности.
Так как европейская культура предполагает письмо слева направо, соответственно, диагональ с левой стороны на правую сторону кадра воспринимается людьми как более динамичная.
И наоборот, диагональ с правого нижнего угла в левый верхний воспринимается нами как подъем в очень высокую гору.
Кадры Куросавы наполнены многочисленными диагоналями, поэтому они интересны, запоминающиеся и с ощущением глубины картины.
Треугольники
Число три очень важно в эстетике человеческого восприятия. Три группы предметов в кадре воспринимаются нами более гармонично, чем две группы. Человеческий мозг устроен так, что быстро распознает треугольники на плоскости изображения.
За этим скрываются подробные научные исследования и опыты, но это правило известно давно. Люди легче воспринимают нечетные числа, чем четные.
Кадры Куросава наполнены треугольниками. Их можно увидеть в диалогах фильма, в групповых сценах. Поэтому все сцены такие интересные. Даже самый простой диалог, который кажется незначительным, с помощью треугольной организации создает впечатления картины.
Симметрия
Симметрия – это первое, что встречается в природе. Люди симметричны по своему строению, как и растения и животные. То что встречается в природе – в кадре и на плоскости фотографии и смотрится естественно.
Поэтому человеческий глаз хорошо воспринимает симметрию. Симметрия дает кадру чувство баланса и завершенности.
Рамка в рамке
Это очень простой и интересный прием. Он заключается в том, что в кадре главный объект или сцену заключат в какое-то обрамление. Рамкой в кадре могут служить растения, люди, решетки и все что угодно. Такой прием дает кадру глубину.
Самым простым примером этого приема может быть фотография пустой рамки картины, в которой располагается человек.
Так как изначально мы уже смотрим на рамку кадра, получается, что вторая рамка в кадре только усиливается художественный эффект.
Что делать со всем этим в реальной жизни простым людям
Правила композиции – вещь занятная. Если строго следовать этим линиям, может ничего не получиться. Если не следовать – тоже ничего не получиться. Как и в природе, все правила должны использоваться гармонично и естественно, без грубых рук и глаз.
Акира Куросава уникален и гениален в своих работах, потому что это учебник композиции, наполненный различными приемами и способами построения кадра. При этом, все выполнено легко и просто, все выполняет свою роль и все прекрасно смотрится.
Обычным людям остается только надеяться, что такому умению построения кадра можно научиться при жизни, и что это не дано человеку от рождения.