Концертный фотограф – дело интересное, никогда не знаешь, как пройдет выступление и что из этого получится. К тому же, в концертной фотосъемке присутствуют жесткие ограничения: ограниченное время для фотосъемки, ограниченное пространство, отсутствие постоянного освещения, а также громкий звук.
Поэтому, мой первый совет по тому, как фотографировать концерт – купите в аптеке специальные ушные затычки, чтобы не повредить свой слух, находясь близко со сценой. Один или два концерта вы сможете пережить без этого атрибута, но если снимать, допустим, фестиваль – то ваш слух может пострадать.
Концертный фотограф и первое выступление One Planet Orchestra
Лидера One Planet Orchestra Павла Вышебабу я фотографировал еще при его участии в группе «Завтра». Мой документальный проект «Завтра» показывает трудный путь начинающей музыкальной группы, который, в данном случае, к сожалению, привел в никуда.
В этот раз Павел организовал в Киеве новый коллектив, который на данный момент собирает деньги на запись первого альбома.
Читайте также: «Завтра». Фоторепортаж о возникновении музыкальной группы
Для того, чтобы стать концертным фотографом нет лучше способа, чем начать фотографировать выступления новых коллективов. Они учатся выступать, а фотограф учится фотографировать.
Ну, а лучшая аккредитация на концерт для фотографа – это личное знакомство с участниками музыкальной группы. Всегда полезно знать музыкантов, которых фотографируешь.
Как фотографировать в концертном зале
Во время выступления в концертном зале запрещается использовать вспышку. Это самое базовое правило для фотографа.
А так как вспышку использовать нельзя, то приходится снимать при высоких значениях ISO и в ручном режиме.
Освещение на концертах постоянно меняется, а фотоаппарат на автоматическом режиме будет давать совсем не ту экспозицию, которая нужна.
Обычно я начинаю концертную фотосъемку с показателем ISO 1600 или 2000 и с выдержкой 1/250 секунды. В зависимости от результата я или повышаю ISO или повышаю выдержку. Выдержку затвора ниже 1/200 секунды можно ставить в том случае, если исполнители не двигаются на сцене. Но зачастую концертная фотография – это движения и эмоции. Диафрагма объектива всегда максимально открыта.
Читайте также: Концерт Dakh Daughters
Объектив для концертной съемки или несколько объективов, в зависимости от того, что у вас есть, должен дать вам возможность получить общий кадр группы и места, где проходит концерт, а также крупный план каждого участника группы.
Поэтому, если использовать объективы с фиксированным фокусным расстоянием – необходимы широкоугольный и телеобъектив.
Если использовать объектив с переменным фокусным расстоянием – то можно обойтись и одной линзой.
В пленочную эру и на заре цифровой фотографии концертная фотосъемка была не возможной без светосильных объективов, с относительным отверстием F/2.8 и более. Но теперь, когда цифровые фотоаппараты предоставляют возможность съемки на очень высоких показателях ISO, потребность в светосильных объективах немного ниже.
Кого фотографировать первым
Первым нужно фотографировать лидера группы. Он в каждой группе разный – у кого-то солист, у кого-то гитарист. А у кого-то и барабанщик. Все зависит от коллектива.
Поэтому нужно получить хотя бы по одном снимку каждого члена группы, а уж потом фотографировать тех участников, которые на сцене выглядят лучше других.
Кроме портретных снимков каждого участника нужно также получить пару фотографий, на которых есть все члены группы, а также некоторые моменты взаимодействия на сцене. Но тут уже все зависит от условий съемки и от самих музыкантов.
Читайте также: Как фотографировать писателя
В любом случае, профессиональный концертный фотограф должен предоставить красивые и живые фото с концерта, которые помогут не только его карьере, а и карьере музыкальной группы.