Человек одинок. Даже находясь в большой толпе. Даже живя в большом городе, таком, как Париж 19-го века. Человек может быть одиноким и с большим состоянием, и без гроша в кармане. Одиночество и большой город стали одной из тем, которые изучили импрессионисты. Одну из работ на эту тему мы обсудим в этой записи.
Гюстав Кайботт
Гюстав Кайботт (1848-1894) получил инженерное образование. Технические навыки и знания этого художника можно проследить в его работах, которые наполнены интересной архитектурой и строгой структурой композиции.
Семья Кайботта была очень богатой и он не нуждался в заработке, как другие импрессионисты. Он сам часто скупал картины импрессионистов, многие из которых были его друзьями, чтобы помочь искусству.
Картина «Молодой мужчина у окна» по своему исполнению и эстетике напоминает даже не фотографию, а кадр из фильма. У зрителя сразу же создается впечатление того, что он находится в комнате рядом с этим загадочным мужчиной. Можно почувствовать одиночество и отрешенность персонажа картины прямо сейчас, в данный момент.
Композиционно художник выводит взгляд зрителя из комнаты в окно – от темного к светлому. Создается своеобразная картина в картине, которую формируют границы окна и балкона.
Богатый особняк, в котором никто не живет
На картине показан брат Кайботта и жилье семьи художника. Этот особняк Кайботтов до сих пор стоит в Париже. Это очень большое здание, которое во время художника славилось своей роскошью и богатством. Дом был настолько большим, что родные художника предпочитали жить в жилье поменьше и поскромнее.
Одинокий человек
Мужчина на картине вызывает ощущение одиночества возможно потому, что он ничем не занят и не собирается ничего делать. Его роскошный стул пуст, он в комнате один, если не считать зрителя.
Мужчина стоит у открытого окна в летний, возможно жаркий день. Обычно в такие дни богатые парижане находятся за городом, на природе, плавают на роскошных яхтах или отдыхают у моря. Но мужчина находится в городе в своей комнате.
Он стоит возле каменного барьера, который показывает также и эмоциональный барьер героя картины. Его тело заключено в своеобразную тюрьму комнаты, которая ограничена на картине дверьми окна и балконом. Только взгляд мужчины является свободным, потому что он может покинуть пределы комнаты и потому что зритель его не видит. Все остальное тело героя полотна как-бы скованно самой картиной.
Женщина одна посреди бела дня
Если присмотреться на улицу, изображенную на картине, то можно увидеть одинокую женскую фигуру, которая обернута к мужчине у окна.
Нужно принять во внимание, что в то время женщинам из высшего общества не полагалось ходить по улицам города без сопровождения. А так как женщина на картине одна, сразу же напрашивается мысль о том, что никто вроде мужа или няньки или еще какого-то сопровождающего лица не будет мешать познакомиться с ней.
И в то же время, если предположить, что мужчина сейчас же выбежит на улицу, чтобы догнать женщину на картине, то она уже уйдет.
Это одновременно наполняет картину желанием и несбыточностью желаний. Поэтому создается впечатление кратковременности момента, быстротечного чувства, которое часто встречается в круговороте городской жизни.
Чувство одиночества в литературе и жизни
Картина пропитана одиночеством и это роднит ее с литературой Франции того времени. Мы можем сравнить эту работу с романом «Мадам Бовари» Гюстава Флобера 1856 года о скуке и одиночестве повседневной жизни.
Картина показывает то, что современный город не сближает людей, а создает барьеры между ними – физические и социальные барьеры. И Кайботт стал одним из великих художников, который изобразил эти барьеры в своем творчестве.