Чтобы снимать футбол на пленочный фотоаппарат вам понадобится фотоаппарат, объектив и фотопленка. Ну, и желание снимать движение на ограниченное количество кадров.
Я решил снять сельский футбол на пленочную фотокамеру, потому что мне был интересен конечный результат, а также съемка с ограниченными возможностями, так как это заставляет выпутываться и креативничать.
Пленочная фотография в целом заставляет мой мозг думать над каждым кадром, а съемка спорта на пленку – это двойная нагрузка. Спорт снимать тяжело – так как в нем много движения и нужно уметь предугадывать кадр, чтобы не фотографировать со скоростью 10 кадров в секунду.
На цифровые фотоаппараты снимать спорт легче, чем на пленочные, и поэтому пленка на 36 кадров научила меня большему в фотографии, чем 5 тысяч отснятых кадров на цифровой фотоаппарат.
Фототехника
Уже более года я использую для пленки фотоаппарат Nikon N80. Это камера середины 2000-х годов и у нее есть все функции, что и у современного цифрового фотоаппарата, кроме цифровой матрицы.
У Nikon N80 есть пять точек для фокусировки. Не то, чтобы их было достаточно, если сравнивать с современными фотоаппаратами, но при минимальных навыках рекомпозиции эта камера может ловить нужные моменты.
Читайте также: Как снимать черно-белое фотоэссе
В этот раз я использовал объектив Nikon с фокусным расстоянием 50 мм и максимальной диафрагмой 1,8. Это универсальный объектив, один из самых доступных и один из самых лучших объективов, не зависимо от производителя.
В качестве фотопленки я использовал пленку марки Foma, а именно Retropan 320 soft. Чтобы не значило это название, ISO данной пленки составляет 320 единиц. Проявка Retropan 320 проводилась в обычном проявителе Д76 и кислом фиксаже.
Время для проявки Retropan 320 – 9,5 минуты.
Для оцифровки пленки использовался самый простой сканер для фотопленки, который был куплен за 20 долларов.
Техника съемки
Для съемки движения нужно использовать максимально доступную выдержку и максимально закрытую диафрагму, чтобы картинка была достаточно резкой. Но не в мое случае 🙂
Я использовал выдержку затвора приблизительно в районе 1/250 сек, а диафрагму – 2,0 или 2,8. Из-за этого многие снимки не резкие. К тому же, сама пленка Retropan 320 предназначена скорее для портретов, чем для съемки движения.
Читайте также: Сравнение фотосессии на пленку и цифру
Чтобы хоть как-то исправить ситуацию мне приходилось искать разные точки съемки, ложиться на землю, подниматься на лестнице, чтобы снять панораму сверху. Также я попытался словить пару кадров борьбы за мяч.
Важным условием фотографии игровых видов спорта является наличие мяча в кадре. Чтобы зритель сразу понимал, что происходит. Если на фотографии два футболиста борются за мяч, но при этом его в кадре не видно – фотографию можно считать неудачной.
В любом случае, даже если вы ограничены технически при фотосъемке, можно и даже нужно компенсировать эту недостачу за счет других приемов – угла съемки, наложения переднего плана и заднего. Ну, и конечно же, никто не отменял удачу фотографа, когда идеальные снимки получаются буквально ниоткуда.
Выводы
Снимать футбол на пленочный фотоаппарат не просто. Особенно когда хочешь получить вменяемый результат.
Однозначно могу сказать, что мне нужно было использовать больше катушек пленки – не один, а хотя бы два. К тому же, Retropan 320 не подходит для съемки движения. Она изначально дает мягкую картинку, которая лучше подходит для портретов при правильном освещении.
Неплохо бы было использовать для съемки телеобъектив. Но в целом, если находиться вблизи игры, 50 мм вполне достаточно для такой любительской фотосъемки.
В общем, в который раз я попытался пойти против фундаментальных правил фотографии лишь для того, чтобы эти правила подтвердить. Фотограф – это в первую очередь, хорошая фототехника в комбинации с умением ее использовать. Если нет одного компонента, невозможно восполнить его другим.
Но, могу точно сказать, что такие упражнения в пленочной фотографии при экстремальных условиях заставляют фотографа больше думать и быстрее учиться, предугадывать кадры, работать над фотографией.
Это своего рода творческая встряска для поддержания спортивной формы, которая полезна при определенной периодичности.
Поэтому советую всем фотолюбителям время от времени ставить себя в творческие ситуации, которые заставляют вас работать на грани возможностей, тем самым предоставляя почву для дальнейшего развития.