Часто фотографы, как профессионалы так и любители, жалуются на нехватку фототехники и считают, что их возможности и фотосъемка ограничены их фотоаппаратом, объективами и прочим. Я считаю, что возможности фотографа ограничены только его воображением.
В пример этому я привожу историю фотографа Дона Маккалина и его исторический снимок из Берлина.
Кто такой Дон Маккалин
Британский фотограф Дон Маккалин является, пожалуй, самым серьезным и великим военным фотографом, который даже был посвящен в рыцари за свои заслуги в фотожурналистике.
Маккалин родился в 1935 году и начал свою карьеру фотографа в 1959. Его жизнь, фотографии и принципы работы заслуживают глубокого изучения и уважения. Он из тех редких фотографов, которые сочетают в работе высокое мастерство, этику и духовные принципы.
Для меня показательна история создания одной из фотографий Маккалина, которая принесла ему известность и помогла начать карьеру фотографа. Сделал он ее, находясь в Берлине на самостоятельном задании всего с одним фотоаппаратом, на котором нельзя было менять даже объектив.
История создания фотографии на Фридрихштрассе
Вот что Маккалин рассказал сам о создании этой фотографии:
– В 1961 году я был в Париже. И я увидел фотографию солдата из Восточной Германии, который перепрыгивал через колючую проволоку в Западную Германию. И когда я вернулся в Англию я купил себе билет на последние сбережения и прибыл в аэропорт «Берлин-Темпельхоф». Я пошел на Фридрихштрассе в место, которое называлось «Блокпост Чарли». У меня была одна камера. У меня не было экспонометра, я угадывал тогда экспозицию. Я пришел на место этой сцены. Камера, которую я использовал, была Rolleicord с квадратным негативом 2,25 дюйма.
– Я подумал, как бы мне найти способ разнообразить мои фотографии, поэтому я опустил свою камеру на пол и сделал эту фотографию. Я подождал, пока эта очень элегантная и хорошо одетая женщина подойдет ко мне. Я думаю, я даже помню экспозицию, с которой сделал эту фотографию. Это было 1/125 секунды при диафрагме 11, как раз для того, чтобы сделать фокус на переднем плане и немного размыть женщину, которая шла ко мне.
– Газета The Observer опубликовала серию фотографий, которые я сделал. Я сделал это самостоятельно, без задания от кого-нибудь. Observer опубликовал эту фотографию и я получил награду, и они дали мне контракт на работу.
– Это было начало для меня не только в обучении фотографии, но я получил хорошего клиента в начале карьеры.
Фотографии делает человек
Эта очень занимательная история показывают, что фотографии делает человек, а не фотоаппарат. Сам Маккалин говорил, что он может выполнить любое задание, имея в наличии только два объектива – 28 мм и 135 мм.
За свои скромные годы в фотографии я заметил, что чем меньше на съемке у тебя оборудования – объективов, вспышек, запасных камер – тем больше ты отдаешь свое внимание и силы на создание фотографий. Когда же на мне два фотоаппарата и еще три объектива, а также вспышка и отражатель за спиной в рюкзаке, большую часть времени я думаю, где бы мне применить все эти штучки. И за этими размышлениями теряю внимание и не отдаю все силы на фотографирование.
Конечно же, фотография – техническая вещь. Для макросъемки нужен один объектив, для пейзажа – другой, для репортажа – третий. Поэтому задача фотографа также и в том, чтобы заранее знать условия и цели фотосъемки, чтобы при минимальном наборе фототехники выполнить задачу.