Феномен импрессионистов был также и в том, что они впервые в истории включили в свой круг женщин-художников как полноправных членов. Для буржуазного общества 19-го века видеть женщину независимой от семьи и мужа было радикально ново.
Берта Моризо (1841 – 1895), как и многие женщины высшего общества в то время, с детства училась рисованию, но только общение в зрелом возрасте с импрессионистами заставило ее перейти от пейзажей к изображению реальной жизни. Естественно, что она стала изображать реальную жизнь женщин.
Изысканный мир женщины
Мир, который изображала Моризо на своих работах, в первую очередь удивляет своей изысканностью и утонченностью. Это мир шикарных квартир, богатых домов, прекрасных интерьеров, дорогой мебели и одежды, мир современного города и улиц.
Работы Моризо – мир исключительно женский. Или почти только женский, если не считать детей. Только на единичных работах Моризо можно увидеть мужские фигуры.
Женщины на картина Моризо отличаются от тех женщин, которых изображали художники того времени. В моде тогда были амазонки и экзотические танцовщицы с Востока. То есть, реальных французских женщин художники не писали. Или писали, но в совершенно других декорациях и окружении.
Портрет скучающей сестры
На этой картине изображена сестра Моризо. Большинство персонажей ее картин имели прямое отношение к ней в реальной жизни. Это и ее дочь, сестры, мать, друзья.
Работа написана с помощью пастели, которую традиционно связывали с женскими уроками рисования. Из-за этого впоследствии Моризо откажется работать с этим медиумом и перейдет на масло.
Главная тема – положение женщины в обществе
Что передала Моризо на этой работе? Ее сестра сидит без движения и позирует. Можно подумать, что ей скучно позирование, но она выполняет свой долг. Как это делали многие женщины в то время – выполняли свой долг перед семьей и обществом, забывая о своих личных интересах.
Сестра Моризо на картине явно не нуждается в помощи, она богато одета, но ей скучно. Почему Моризо изобразила свою сестру именно так? Потому что она сама находилась в таком состоянии как и многие другие женщины того времени. Если вспомнить, то тогда женщины не имели права даже голосовать.
Если жить так, как жили женщины из высшего общества 19-го, то получалось, что им нечем было заниматься, а только выполнять свой долг. Слуги делали всю работу по дому, в том числе, растили детей, муж решал все остальные вопросы. Женщинам оставалось только читать, ждать мужа и предаваться скуке.
Такая своеобразная тюрьма в золотой клетке для личности. Именно эта духовная тюрьма и скука – главный предмет изображения на картине, а не портрет сестры художницы.
Расстояние до возможностей
Моризо понимала положение женщин, а также их отделенность от общества и современного мира. Свое отображение жизни женщин Моризо продолжила в других работах.
Зритель картины «Вид на Париж с Тракадэро» находится на одном из пригородов Парижа, который служил местом отдыха богатых горожан. В этом месте женщины и дети могли находится самостоятельно в дневное время, без сопровождения мужчин. Тогда даже обычные прогулки по городу для женщин без сопровождения были под большим запретом.
В то время, как художники-мужчины рисовали этот красивый город на картине Моризо, находясь на улицах самого города, художники-женщины были вынуждены довольствоваться только таким видом.
Картина Моризо показывает, что даже город находился на большой дистанции от женщин, и был им знаком по литературе и отрывкам рассказов. Моризо, как и женщины на ее картине с маленьким ребенком, смотрит через забор на проходящую мимо жизнь.
Если знать о жизни Моризо и о жизни женщин того времени, картина приобретает совершенно иной смысл и наполнение, чем просто красивый и красочный пейзаж. Это меланхолия, вызванная ограниченностью возможностей, это печаль и расстояние от тех возможностей, которые есть у мужчин, и нет у женщин.
Поэтому красивые и утонченные картины Берты Моризо являются ее изучением мира золотой клетки, в котором долгое время находились женщины и она сама.