Фотосессия на пленку может добавить оригинальности к обычной фотосессии на цифровую камеру, однако на такую фотосессию нужно потратить больше времени, сил и денег.
Не стоит ожидать от пленочной фотографии того же качества, что и от цифровой. Уже давно прошли те времена, когда цифровую фотографию использовали только из-за быстродействия, а за пленочной оставляли качество.
Сейчас цифровая фотография намного качественнее пленочной, особенно, если у вас нет хорошего фотосканера.
И все же, люди, как существа иррациональные, руководствуются в жизни не только здравым смыслом, а все больше личными чувствами и ощущениями. Это касается и фотографов, особенно тех, кто начинал свою карьеру в далекие времена аналоговой эры.
Я один из таких людей, потому для меня фотографировать на фотопленку – это всегда возвращение не только к основам фотографии, началу моего пути в фотографии, но и возвращение в давно утраченное время – детство и юность.
Что значит покупка одной катушки фотопленки и всех хлопот, связанных с ее обработкой для человека творческого и иррационального – да ничего не значит. Говорю это с большой уверенностью. Ведь взамен от работы с фотопленкой я получаю нечто большее, чем технически правильные фотографии.
Фотосессия на пленку. Что получит фотографируемый
Для человека, который фотографируется, фотосессия на фотопленку не даст никаких технических преимуществ, кроме настроения и теплых воспоминаний. И это в том случае, если вы помните, что такое аналоговая фотография и с ней у вас связаны хорошие воспоминания.
Фотопленка и сервис, связанный с ней – проявка, сканирование, печать фотографий, сейчас находятся в упадке, а потому качества на бытовом уровне от них ждать не приходится.
Пленку будут обрабатывать, в лучшем случае, день или два, сканы полученных фотографий будут в низком разрешении. Вот только печать фотографий, если это будет печать на фотобумагу, а не на струйный принтер, сможет вас удивить.
В остальных аспектах на обычном потребительском уровне на сегодняшний день аналоговая фотография уступает цифровой.
Аналоговая фотография не даст такой детализации, насыщенности и цветов, которые даст цифровая. Да и саму фотопленку найти сейчас очень трудно, не говоря уже о фотографе, который согласится вас фотографировать на эту пленку. Ведь к пленке еще нужна и аналоговая фотокамера.
Единственное, на что может претендовать фотопленка – это на неповторимый набор цветов. Хотя сейчас почти любую цветовую гамму любой фотопленки можно повторить в графическом редакторе на цифровой фотографии.
Как видите, плюсов и преимуществ у аналоговой фотографии почти нет.
Что получает фотограф
Все творческие люди, да и люди вообще, немного странноваты. Говорю это, опираясь на собственный опыт. При всех недостатках аналоговой фотографии, у меня никогда не пропадало желания фотографировать на фотопленку.
Порой мне было просто лень это делать, а порой даже лень проходила, и не смотря на всю сложность процесса я вновь и вновь покупал катушку фотопленки. И буду покупать.
Аналоговая фотография только добавляет хлопот фотографу – ты ограничиваешь себя 36 кадрами на одной катушке, одним показателем светочувствительности, одним типом фотопленки на целых 36 кадров.
Во время фотосъемки нужно более кропотливо следить за экспозицией, за выдержкой, за тем, чтобы фотографии получались не смазанными и с правильной композицией.
А после фотосъемки нужно еще ждать, чтобы увидеть конечный результат и ошибки, которые всегда будут на фотопленке. Ошибки можно свести до минимума, но они будут.
И в итоге фотограф получается зернистые снимки, с неправильным цветовым балансом, а в случае с черно-белой пленкой – с полным отсутствием контраста и прочих вещей, которые в цифровой фотографии просто идут изначально.
В общем, с технической точки зрения, от аналоговой фотографии одни минусы и еще раз минусы.
Плюсы все же есть
Наперекор всему рациональному, фотопленка все еще жива в наш цифровой век из-за тех ощущений, которые получает при работе с ней фотограф.
Очень трудно описать незнающему человеку, что такое открытие новой катушки фотопленки и что такое зарядка фотопленки в камеру. Еще сложнее описать ощущение, когда взводится затвор фотокамеры и ты чувствуешь, как пленка перематывается внутри камеры.
А когда пленка заканчивается, ее надо смотать обратно, и в этом тоже что-то есть интересное. Такое может понять только фотограф.
Во время работы с фотопленкой фотограф постоянно напряжен и следит за техническими аспектами фотографии – какая выдержка стоит, какая диафрагма, как падает свет, что нужно снимать
Вдобавок к техническим аспектам мозг невольно начинает лучше работать над художественной составляющей фотографии. Каждый снимок хочется сделать идеальным, совершенным, неповторимым.
Наверное, я все еще снимаю на фотопленку потому, что она заставляет меня быть лучшим фотографом, чем я есть, толкает меня за грани моих возможностей, дает ощущение сюрприза от полученных результатов.
Фотографии, сделанные на пленочный фотоаппарат, нельзя просмотреть тотчас после щелчка затвора, как это можно сделать на любой цифровой камере. Ожидание результата займет продолжительное время, и именно это заставляет быть осторожным во время съемки, с нетерпением ждать результата и поражаться, если результат хорош.
Часто результат от пленочной фотографии так себе. Но если получится, то ощущения не сравнимы с теми, если у вас получилась цифровая фотография.
Наверное, главное ощущение от пленочной фотографии – это эффект сюрприза – никогда не знаешь до конца, что у тебя получится. А где есть сюрприз и неожиданность – всегда найдется ощущение чего-то магического. А потому можно сказать, что фотопленка дает эффект маленького волшебства. Это, конечно же, если вы хороший фотограф, и у вас что-то получится из 36 кадров.
Фото на пленку. Что в итоге
В итоге я никому не советую проводить фотосессии только на пленочную фотокамеру, особенно если вы зарабатываете на фотографии. Результат может быть очень неудовлетворительным. Особенно не стоит тратить время на пейзажную фотографию с помощью фотопленки. А вот портреты – это другое дело.
Пленочную фотографию сейчас нужно использовать только в личных целях и фотопроектах, в которых ваша ошибка скажется только на вас лично, а не на других людях.
Сам я продолжу снимать на фотопленку из-за тех ощущений, которые получаю в процессе. Их трудно объяснить даже самому себе. Но что-то заставляет меня держать при себе мою пленочную фотокамеру (и не одну) и отлаживать деньги на пару катушек фотопленки.
Портретная фотосессия с Анной
В этом моем эксперименте с пленочной фотографией участвовала мой друг, журналист, а значит человек, готовый к новому, Анна Шепеленко. Спасибо ей за терпение, когда я одну и ту же сцену фотографировал сначала на цифровую фотокамеру, а потом на пленочную фотокамеру.
Результаты от цифры и аналоговой фотографии вы можете увидеть сами.
Вы также можете посмотреть другие пленочные фотографии уже на черно-белую пленку в записи «Черно-белое эссе».
Я также описывал студийную фотосессию с использованием фотопленки.
Вышла замечательная фотосессия . На снимках с фотопленки фотографии как живые с богатой градацией полутонов и оттенков , с передачей фактуры и мягкого и глубокого цвета . А с «цифры» снимки сухие и стерильные , с недотягивающим динамическим диапазоном до фотопленки , хотя и радуют глаз современного человека , привыкшего к глянцу журналов и миллиардам снимков в сетях . Это мое субъективное мнение . Имею в своем «парке » и то и другое . Но если речь не идет о коммерции , как было верно упомянуто , то я только за фотопленку .
Да, если использовать самую плохую пленку, вроде Кодак200 и простейший сканер ваши рассуждения верны. А если использовать нормальные пленки вроде Portra 400 или Provia 100F и профессиональную фотокамеру среднего формата вроде Bronica, то изображение с пленки превзойдет по качеству цифровое. К тому же цвет будет интересным сам по себе, не надо тратить кучу времени на постобработку, как на цифре. Нормально снятые пленочные кадры будут годны без обработки. Поэтому еще непонятно, где экономия времени и сил. Про черно-белую фотографию с ручной печатью я вообще молчу- она вне конкуренции перед цифровой, это ручная работа, как Фаберже. Хорошо напечатанный черно-белый снимок на «серебряной» фотобумаге может радовать глаи и стоить дороже банальной фцифровой фотосессии.