Фотоэссе – это документальный рассказ на какую-то тему с помощью фотографий, который в первую очередь должен вызывать эмоции. Фотографии могут дополняться пояснительным текстом, но идеальное фотоэссе должно быть понятным без слов.
Фотоэссе идеально подходит журналистам и репортерам, так как это в первую очередь документальный жанр фотографии. Фотоэссе также подойдет любому, кто хочет показать интересную тему.
И хотя главная цель фотоэссе – вызвать эмоции, фотографии должны быть документальными и не постановочными.
Отличие от репортажа
Фотоэссе – это своего рода продвинутый репортаж, следующий уровень после репортажа. Репортаж – это новость, серия фотографий новостийной тематики. Фотоэссе – это новость или важная тема, рассказанная фотохудожником, но без искажения действительности.
Отсюда выходит, что фотоэссе, конечно же, субъективнее репортажа. И на создание фотоэссе обычно тратится больше времени, чем на репортаж.
Примеры лучших фотоэссе
Классиком фотоэссе считается фотограф Юджин Смит. Посмотрите его фотоэссе «Сельский доктор». Это классика жанра и высший пилотаж, который только может достичь фотограф. Лучше, чем Юджин Смит фотоэссе не снимал никто и не снимет никогда.
Что снимать
Снимать нужно то, что вам интересно и затрагивает ваши эмоции. Тематика обширная и ограничивается лишь кругозором отдельного фотографа. Некоторые снимают эссе о своей семье, некоторые – о глобальном потеплении или вымирании животных.
Как снимать
Снимать нужно как репортаж, избегая постановочных фотографий, используя минимум техники и максимум умений. Чтобы передать тему фотоэссе в фотографиях нужно самому интересоваться предметом съемки. Если тема съемки фотографу не интересна – получится репортаж, а не эссе.
Для съемки лучше использовать один объектив, максимум два, чтобы не тратить время на смену техники. Каждый фотограф должен иметь свой главный объектив, с помощью которого он может снять любое событие, тему, человека или предмет.
О наиболее популярных объективах у фотографов можно почитать здесь. Фотоэссе, снятое на мобильный телефон, может быть лучше репортажа на профессиональный фотоаппарат, если снято с умом и сердцем.
В фотоэссе важно не качество фотографий, а то, что эти фотографии были сделаны. Значит, в этом жанре важна не техника, а выбор темы и ее эмоциональная наполненность.
Как редактировать
После съемочного дня отснятый материал лучше отложить на время, дать ему созреть, так сказать, а потом редактировать, редактировать, оставив в конце 10-15 фотографий.
Полученные фотографии должны рассказать историю без текста. Если фотографии не рассказывают историю – надо редактировать и выбирать фотографии дальше, или начать съемку фотоэссе заново.
Не все фотографии должны быть идеальными, но некоторые из них должны подпадать под категорию художественны[. То есть, с приемлемой компоновкой и экспозицией.
Некоторые фотографии, которые явно отстают по качеству от других, но которые нужны для полного рассказа, называют переходными. Сами по себе они не интересы, но в сочетании с другими фотографиями помогают рассказать историю.
Мои планы по этому жанру
Их несколько. Я пишу эту запись после целого дня съемки в веганском кафе. Это будет одна из серий из моего запланированного фотоэссе, которое называется «Ровесники». Я планирую рассказать о жизни и работе моих однолеток и людей моего поколения. Поколения молодого, но которое уже начинает жить самостоятельной жизнью.
В веганском кафе One Planet я планировал изначально провести один день. Но потом оказалось, что ребята готовятся к фестивалю веганов, поэтому я решил снять и этот день также, а потом посмотреть, что в итоге у меня получится. И что не получится.
После этого я планирую съемку еще некоторых моих ровесников с необычными профессиями. Что будет в итоге – мне не известно. Но важно то, что это уже интересно и дает тему для размышлений, труда и творчества.