Я начинаю серию записей о своих фотографиях, которые мне нравятся больше всего. Точно не могу сказать их количество, но знаю, что их около десяти-двадцати. Возможно, с каждым новой записью будут появляться другие фотографии, которые мне будут нравиться. Я даже на это надеюсь.
Бой с тенью
Вопрос нравится или не нравится фотография для меня сложный. К оценке своей работы я подхожу очень критически, порой даже слишком. Но считаю, что лучше недооценить себя, чем переоценить.
Каждая фотосессия или съемка для меня как бой за чемпионский пояс для боксера, только я в каждом случае стараюсь быть лучше самого себя.
Вот я беру в руки камеру и задумываюсь, а смогу ли я показать тому парню, которым был год назад, пару месяцев назад, что за это время я чего-то достиг и стал лучше? Иногда у меня получается его победить, но бывает, что тот парень на голову выше меня. И так до бесконечности. Вот он мой персональный «бой с тенью».
Фото
Тот день летом 2013 года был солнечным и жарким. Я со своими друзьями был на рыбаке на речке Кальмиус. С рыбалкой у меня связаны самые теплые воспоминания, и не потому, что я хороший рыбак и всегда возвращаюсь с уловом – тут как раз наоборот, улов у меня всегда никакой. Мне нравится сама атмосфера, природа, вода, костер, палатка, ночное небо. Эти вещи для меня – неотъемлемая часть рыбалки. Само слово рыбалка можно заменить на что угодно – на пикник, поход, но это должен быть выезд с друзьями на речку летом, где мы разведем костер, возможно даже поставим палатку и сварим уху.
Друзья у меня, конечно же, рыбаки получше, чем я. Они никогда не вернутся домой без улова, и мне тоже что-нибудь подкинут для приличия. Поэтому за снасти, наживку, и за саму рыбалку отвечают тоже они.
Люди плохо видят при ярком свете
Мне в тот день повезло – я нашел, как мне кажется, один из уникальных способов фотографировать в солнечный день, а вернее, как передать на фотографии солнечный день. Помню, я шел с фотоаппаратом за своим другом Колей и думал, как показать на фотографии то, что сейчас очень яркое солнце, вокруг много воды, отражения от которой слепит глаза. Стандартная фотография была бы плоской из-за прямого яркого света. Камера бы сняла бы солнце как всегда – в обычном программном режиме, выставив выдержку и диафрагму на автоматические настройки, которые бы уравняли изображение солнечного дня с любым другим изображением в любую погоду. Но мне нужно было другое.
Я подумал тогда, что хотя и понимаю, что вокруг светит яркое солнце и все хорошо видно, смотрю я на это яркое солнце с прищуренными глазами, и мои рецепторы на сетчатке очень сильно напрягаются, чтобы ослабить окружающий свет. Мне показалось, что при ярком свете человек не видит все хорошо и отчетливо. Скорее наша нервная и зрительная система приглушает яркий свет, и мы смотрим вокруг на мир как-будто через темное стеклышко, которое используют при солнечных затмениях. И наоборот, при слабом мягком свете человек видит все намного отчетливее и светлее, хотя свет на самом деле дает более тусклую и серую картинку.
Сама идея промелькнула у меня мгновенно, но, возможно, я не смог передать ее словами. Тогда я решил, что настройки камеры надо также усилить, как нервная система усиливает зрительные рецепторы для восприятия мощного и яркого света. Я сделал скорость затвора в несколько раз выше и прикрыл диафрагму. Компьютер фотокамеры показывал не правильную экспозицию, но я знал, что мне надо.
Я сделал целую серию фотографий, которые, как мне кажется, передают атмосферу яркого солнца и воды под этим солнцем. На выбор самого любимого изображения у меня ушло два года. И даже сейчас я не смогу с уверенностью сказать, что сделал правильный выбор. Но мне нравится этот постоянный процесс переосмысления своей фотографии.
5 октября 2016 года