Импрессионисты, как документальные фотографы, изображали на своих картинах окружающую жизнь. Однако эта жизнь у каждого художника была разной.
Любители курортов
Картины Клода Моне, Эдуарда Мане и Огюста Ренуара, написанные в курортном городе Аржантее, очень известны своими яркими цветами, легкостью и элегантностью. И хотя они имели прямое отношение к современной жизни той Франции, все же не показывали всех ее сторон.
Противоположными по содержанию, тематике и исполнению были работы Камиля Писсарро, написанные одновременно с курортными работами Ренуара, Моне и Мане, но в совершенно другом месте и с другой темой.
Аржантей летом 1874 года стал место работы трех великих художников и местом отдыха сотен богатых парижан. Соответственно, картины, написанные здесь, показывали курортный и роскошный быт. Но жизнь, это не только праздный летний отдых.
Любитель сельской местности
Город Понтуаз очень сильно отличался от Аржантея. Это промышленное место, с рабочим классом и аграриями, то есть, простыми тружениками Франции. В то время, как Аржантей был место отдыха и развлечений, в Понтуазе просто работали.
В этом городе и округе не было красивых пейзажей, ресторанов, мест для отдыха, парков, пляжей и дач. Это было практичное место для сельского хозяйства и промышленности.
Но Понтуаз привлекал художников для изучения реальности и вдохновения, и эти художники отличались от тех, которые ехали в Аржантей.
Именно в Понтуазе работал Камиль Писсарро. Некоторые его картины написаны летом 1874 года, когда Мане, Моне и Ренуар писали свои картины в Аржантее.
Две разные картины, написанные в одно и то же время
Различие между городами и тематикой, навеянной ими, можно понять, посмотрев на картины Писсарро и Ренуара «Сбор урожая картофеля» и «Яхты в Аржантее».
Писсарро пишет картину с грубыми мазками, на которой можно увидеть, как накладывались слои краски. В тематике картины нет ничего современного и нового — женщины просто собирают картофель.
На картине Ренуара изображен Эдуард Мане в элегантном костюме, который готовится поплавать на своей яхте. Такие же красивые яхты других парижан наполнили всю водную гладь картины. Мазки Ренуара легкие и почти прозрачные.
У Писсарро на картине мы видим сельских работников. Это рабочий пейзаж. Пейзаж, который является работой самого художника.
Вместо элегантных мазков, которые показывают ветер, солнце, воду и яхту, на картине Писсарро ложатся жесткие мазки с большим количеством краски, словно художник выцарапывал каждый мазок так, как это делают работники на поле с картофелем.
Старая тема, новые методы
И хотя тема картины с картофелем довольно обыкновенна и можно сказать, стара, писал ее Писсарро наперекор традиционной живописи. Она наполнена яркими цветами, почти ядовитым зеленым, кучей оттенков синих и фиолетовых цветов.
Цвета расположены на картине согласно законам цветовой теории. Женщина, которая на коленях собирает картофель, одета в розовый и голубые оттенки, которые являются комплементарными цветами. Это дает резкий контраст. Ее блузка желто-зеленого и фиолетового цвета, которые также являются комплементарными цветами.
Писсарро воплотил в картине законы цветового сочетания и оптики. Это не те цвета, которые мы можем увидеть в реальной жизни. Поэтому это не картина реалистов, которые любили изображать сельскую местность в темных и серых тонах.
Однако тема изображения картины – как будто бы пришла к нам из прошлого и не имеет определенных временных знаков. Она сочетает безвременность и одновременно модернизм эпохи импрессионистов.
В отличие от работы Ренуара, на которой он изобразил пригородный отдых, картина Писсарро показывает сельский труд. Тяжелый и одновременно, с помощью кисти художника, прекрасный мир.
Заслуга Писсарро в том, что он сумел показать красоту и гармонию там, где обычно видят только серость, бедность и скудность бытия. Писсарро показал, что вдохновение для прекрасного можно брать из любой реальности.
Эту идею можно с легкостью использовать в фотографии и повседневной жизни. Не обязательно ехать за тридевять земель, в соседнее королевство, можно увидеть нечто даже на сборе картофеля.