В 1874 году Эдуард Мане посылает на Парижский салон свою работу, которая называется «Железная дорога». Картина создавалась на протяжении 1872 – 1873 годов. Это еще один пример «раскрашенной фотографии», который визуально показывает, как связаны фотография и импрессионизм
1874 год знаменателен для истории тем, что художники-импрессионисты провели свою первую, независимую и неофициальную выставку картину. Эта выставка показала импрессионистам то, что они не только могут не посылать картины на Парижский салон, самостоятельно устраивать показы, а и неплохо зарабатывать на этом.
Но Мане, который был признанным авторитетом и духовным отцом многих участников выставки, сам в этой выставке участвовать отказался. Вместо этого он послал на Парижский салон «Железную дорогу».
Давняя муза Мане
Это картина, на которой показаны два поколения женщин. Взрослая женщина, которая смотрит на нас, это Викторина Меран, муза Мане. Меран появлялась на многих работах художника. Она немного потолстела и постарела, если сравнивать ее с картинами 60-х годов. Но одета хорошо.
В руках женщина держит книгу и кажется, что зритель картины прервал ее за чтением книги. Как будто фотограф проходил мимо и потревожил Меран затвором фотокамеры. Пальцы Меран находятся между страницами книги и создается впечатление, что она сама не знает, что читает в книге и на каком месте.
Меран держит в руках маленького щенка, который заснул, и сложенный веер. Веер принято считать символом обольщения. Если вспомнить историю появления Меран на картинах Мане, то можно предположить, что былая обольстительница, которая появлялась то в роли матадора, то в роли куртизанки, прошла этот период своей жизни и так сказать, сложила веер.
Неизвестный ребенок
Рядом с женщиной на картине находится маленькая девочка. Никто из исследователей творчества Мане точно так и не установил личность ребенка. У самого художника дочерей не было.
Эта загадочная девочка прекрасна, но как будто находится в тюрьме. Решеткой тюрьмы служит то ли забор, то ли настоящая решетка. Девочка смотрит на кипящий пар за решеткой. Это пар исходит от паровоза, но этот вывод можно сделать только из названия картины, самого паровоза на картине нет.
Если присмотреться, то на картине вообще нет ничего, чтобы напрямую указывало на принадлежность к железной дороге.
Студия возле железнодорожной станции
В реальности Мане рисовал эту картину в своей студии, которая находилась рядом с железнодорожной станцией. По меркам того времени, находится рядом с паровозами – передовым техническим достижением человечества того времени, было очень круто. Мане заплатил очень много денег за свою студию и часто рисовал картины во дворе, который выходил на железную дорогу.
Однако на картине женщина и девочка отгорожены от паровозов решеткой. Они отгорожены решеткой от передовых технологий, от будущего и находятся в прошлом, по эту сторону забора. Девочка смотрит на паровозы и находится в прошлом. В прошлом находится и женщина, которая смотрит в лоб на зрителя. И зритель также находится в прошлом, вместе с персонажами картины.
Мане написал картину, которая не дает четких ответов, а наоборот, задает вопросы – зачем она нарисована, кто изображен на картине, что они делают и как оказались в такой ситуации.
Война и искусство
Картина называется «Железная дорога», но на ней изображены люди. Почему? Чтобы понять мысли и цели Мане, нужно вспомнить историю.
В 1871 году Франция, проиграв войну Пруссии, вынуждена была платить огромную репарацию. В общественной мысли Франции витали пессимистические взгляды на будущее и настоящее, а также вопросы, каким это будущее будет. Страна пережила не только войну с иностранным государством, но и гражданскую войну. Париж сначала был разбомблен прусской артиллерией, а потом захвачен противниками действующей французской власти.
Сам Мане, в отличие от других художников, не покинул Париж в это время, видел все бедствия, которые обрушились на страну, постоянные смерти и убийства на улицах. Ему даже пришлось некоторое время питаться крысами из-за голода.
Мане делал некоторые черно-белые зарисовки, показывающие ужас происходящих событий. Они очень реалистичны и напоминают черно-белую фотографию. Эти зарисовки схожи с гравюрами Франциско Гойи «Бедствия войны» 1810-1820 годов.
Естественно, что после пережитого Мане написал картину, которая задает вопросы, а не отвечает, которая вводит мысли в состояние неопределенности. В таком состоянии находилось французское общество в годы написания картины, в таком состоянии находился сам Мане.
Это картина как бы спрашивает – кто мы и куда идем, и что будет с нами дальше.
Фотография и импрессионизм без фотографии
Картина композиционно и по своей эстетике напоминает фотографию. Но она не создавалась как фотография или документ. Это двусмысленное прочтение реальности, интерпретация жизни от Мане.
Объединяет работу Мане с фотографией то, что это изображение реальной жизни, которую художник видел буквально за своим окном. Цель этой картины также общая с целям документальной фотографии – понять происходящие события современности.
«Железную дорогу» современники не заметили, потому что она не была такой скандальной, как предыдущие работы художника. Мане был огорчен этим, но впереди его ждали другие гениальные работы.