Клод Моне (1840 – 1926) считается одним из самых известных импрессионистов. Он родился в Париже, но в детстве родители перевезли его в город Гавр на побережье пролива Ла Манш.
Кто был первым учителем Клода Моне
С самого детства Моне любил рисовать и даже подрабатывал на пляжах, рисуя и продавая карикатуры. Настоящим художником Моне стал после переезда в Париж и встречи с Эдуардом Мане.
Но учителем Моне был другой человек, очень далекий от высокого искусства – этим человеком был Южен Буден (1824 – 1898). Буден был художником-ремесленником, который рисовал на побережьях северной Франции картины местных окрестностей и продавал их парижанами для воспоминаний о проведенных выходных.
Зарождение туризма и отдыха у моря
В середине 1850-х годов в моду богатых жителей Парижа стали входить поездки к морю и в сельскую местность. Средний класс и аристократия Франции начали закладывать основы современного туризма.
Фотоаппаратов тогда с собой не возили, поэтому для воспоминаний о поездках к морю парижане часто покупали картины местных художников, которые рисовали их прямо на пляжах, показывая тем самым свое умение и товар.
Помните из детства фотографов на пляже с обезьянками и осликами в эру пленочной фотографии? Можно назвать Будена прототипом таких фотографов, который вместо фотокамеры использовал кисть.
Не претенциозное искусство, очень похожее на фотографию
У родителей Моне была дача возле тех мест, где работал Буден. Буден выходил с мольбертом и красками в места скопления отдыхающих горожан, и рисовал картины непосредственно тех мест, в которых находился.
Проходящие мимо горожане смотрели на эти красивые изображения и часто покупали их для памяти о своих поездках. Сейчас туристы просто фотографируют места своих поездок, в то время это было не возможно.
Таким образом создавался прямой маркетинг искусства. Художник рвал связи с музеями и студиями, в которых работал, и выходил в окружающий мир, где создавал искусство прямо на улице.
Так художник напрямую воспроизводил окружающим мир на картине, а люди, которые могли наблюдать за процессом написания картины, становились участниками создания картины, так как от их суждения зависела прибыль художника.
Если связь картины и окружающего мира, который на ней отображался, были интересными и красивыми, картина покупалась зрителями.
Такой вид живописи, который не претендовал на лавры высокого искусства, не стремился оказаться в элитных галереях, для которого не нужно было классическое образование, стал искусством, которое воспитало Клода Моне.
Как Моне изучал изменения Франции без фотографии
Сам Моне в 1877 году напишет в этих местах две картины, которые далеко обойдут в ценности и художественности работы его учителя.
«Регата в Сент-Адрес» 1867 года показывает солнечный день на летнем пляже рыбацкого поселения. Но мы видим на пляже только горожан – представителей высшего класса Парижа. Так как это место было возле моря и поблизости железной дороги, то стало популярным местом для постройки дач. Одна из таких дач находится в верхнем левом углу картины.
Старая деревня в противоположность богатой и роскошной даче находится возле церкви вдалеке.
Дача как бы показывает нам, что мы находимся в пейзаже, который был изменен для туристов. И богато одетые туристы также находятся на картине, причем на переднем плане. Простых сельских жителей, коренных обитателей этих мест, на картине не видно.
Сама регата состоит из лодок и яхт, которые также не принадлежат рыбакам. Это яхты и лодки богатых парижан, они красивые, с белыми парусами и предназначены для развлечений, а не для работы.
На картине изображен новый современный мир Моне, который не мог просто существовать до этого. Это пейзаж новой буржуазной жизни, новой современной жизни, который стал возможен благодаря последним изменениям в обществе. Именно такой современный пейзаж начали исследовать импрессионисты, показав тем самым пример пришедшим в будущем документальным фотографом.
Когда туристы уезжают
Вот уже другая картина из той же местности, но уже в другую пору года – зимой, когда туристы покидают море и уезжают в город – «Пляж в Сент-Адрес» 1867 года.
Она нарисована с того же места, что и первая картина. Теперь вместо горожан на пляже находятся рыбаки, а в воде вместо красивых лодок и яхт колышутся рабочие лодки с черными парусами.
Одна из лодок на пляже не темного, а ярко-синего цвета. Возможно, это та же лодка с первой картины, на которой был изображен пляжный сезон. Рыбаки для развлечения и катания туристов перекрашивали свои лодки в яркие синие оттенки, чтобы выделятся и зарабатывать деньги. Для ловли рыбы яркие цвета были лишними. Теперь туристы покинули побережье, поэтому рыбаки занялись своим нелегким ремеслом.
Это две картины о движении, изменении и модернизации окружающего мира, который подстраивается под людей.
Это не экзотические места и события, которые показывали на своих картинах художники-романтики. Это также не сцены из далекого прошлого, который писали классики. Это сцены современной художники жизни, которые можно называть документальными фотографиями без фотоаппарата.
Моне исследовал эти пейзажи с точки зрения их социально-экономической трансформации. Он передал ощущение и понимание того, что Париж, город в общем понимании, находится не только в Париже, а как главная экономическая структура влияет и изменяет всю Францию.
Туризм, железные дороги, новые социальные классы и привычки – вот тема картин Моне, которыми позже займутся документальные фотографы.