Фотография позаимствовала у живописи многие приемы – правила композиции, способы освещения. Но главное, что взяли фотографы у художников – не технические инструменты. Художники-импрессионисты показали фотографам пример того, как можно изучать окружающую жизнь, документировать ее и находить темы для работ буквально на каждом шагу.
Как уже было описано в другой записи, основы документальной фотографии и идей импрессионизма заложил Шарль Бодлер. А Эдуард Мане был первым, кто воплотил в живописи идеи Бодлера.
«Музыка в Тюильри»
В 1862 году Мане рисует картину «Музыка в Тюильри». Действие происходит в саду Тюильри возле Лувра. В момент написания картины этот парк только открыли и пускали туда людей только в определенные дни.
Соответственно, так как парк был королевским, то и находиться в нем могли не бедные люди, поэтому на картине изображены высшие слои общества. Мы видим пейзаж довольствия и буржуазии. Мы видим виртуальное море людей.
Хорошая картина, плохая фотография
По композиции каждая часть картины «Музыка в Тюильри» одинаково интересна и не интереса. Человеческий глаз движется по картине без определенного направления, так как его нет, так как картина фрагментарна, чем напоминает фотографию. Но это плохая работа с точки зрения профессионального фотографа, ведь каждую фотографию строят по принципу выделения главного предмета.
Если смотреть на работу Мане как на фотографию, то можно предположить, что фотограф Мане захотел сфотографировать узор. Повторяющиеся элементы в фотографии – частный прием. Но на картине Мане нельзя выделить узор, его нет.
Другими словами, такую фотографию вряд ли бы взяли на передовые статьи парижские издания или бы помесили на выставку. Из всех правил композиции в фотографии в работе Мане выполнена только одна – правило третей.
Но как картина работа Мане великолепна. Все описанные недостатки с точки зрения фотографии были использованы художником в картине просто гениально. До Мане парижскую толпу и вообще толпу так никто не рисовал.
Определенно сказать, кто является центром картины «Музыка в Тюильри» нельзя. Для фотографии это плохо. Для картины это также плохо, но не в случае Мане.
Живая картина
Как фотография картина создает впечатления неорганизованности и отсутствия композиции. Каждый профессиональный фотограф заметит это и забракует работу.
Но Мане преднамеренно создавал такую композицию. Люди как бы движутся на картине и мы видим лишь короткий момент общего движения. Если представить, что мы на миг отвернемся от сцены на картине, а потом снова обернемся – то персонажи изменят свое местоположение. Создается ощущение того, что картина живет своей отдельной жизнью.
Так картина напоминает плохую фотографию, но только потому, что это уникальная картина, которая нарушает правила не только фотографии, но и живописи.
Кто написан на картине
Подсчитать количество людей на картине не возможно, это толпа из сотен персонажей. Но толпа, которую изобразил Мане, на самом деле не однородна и не безлика. Это друзья Мане, его почитатели, члены семьи.
Почти в центре картины изображен брат Мане в высокой шляпе, белых штанах и черном фраке. Шарль Бодлер, который сформировал Мане как художника, изображен в тени в высокой шляпе и трубкой в левой части картины.
Кто на картине «Музыка в Тюильри» играет музыку
Если учесть название картины, то мы можем понять, что люди на полотне Мане собрались для прослушивания музыки. Но мы не видим музыкантов, а только толпу слушателей.
Мане написал картину так, что зритель находится на месте музыкантов, а потому и не видит самих исполнителей музыки.
Шок технический и шок моральный
Мане и в дальнейшем будет использовать приемы, показанные в «Музыка в Тюильри». Он будет ставить зрителя в интересное место на картине, делать его очевидцем событий.
Но если «Музыка в Тюильри» была провокационной и скандальной только в техническом исполнении, то другие работы Мане станут шоком для общественности с точки зрения вопросов морали, которые поднимет художник.
Таким образом Эдуард Мане покажет документальным фотографам пример для подражания, когда художник использует свое искусство для изучения проблем общества.
Что может позаимствовать фотограф у Эдуарда Мане
Фотография, конечно же, не сможет взять на свое вооружение технический арсенал Мане – так как в фотографии важно выделение главного предмета, компоновка, резкость картинки, общая целостность. Там где художник добавляет на своем полотне мазки, фотограф в реальной жизни старается убирать лишнее из кадра.
Но фотография может взять духовный пример у живописи, общую цель импрессионистов, Эдуарда Мане и начать исследовать окружающий мир.